Британская кухня
Принципы развития современной британской гастрономии очень похожи на средиземноморские. Британцы стремятся использовать местные продукты, желательно органически выращенные, и одновременно вводят новые, прибывшие из далеких стран ингредиенты – в частности, пряности и зелень из Юго-Восточной Азии и с берегов Средиземного моря. Стараются вводить всевозможные технологические инновации, но не забывают при этом о традиционных рецептах.
Английский завтрак – не органический, а обычный – чаще всего состоит из поджаренного в тостере хлеба, яиц, бекона, сосисок, жаренных на гриле помидоров и грибов, «черного пудинга» и фасоли. Это как раз тот самый набор, про который Сомерсет Моэм сказал: «Если вы хотите вкусно есть в Великобритании, придется завтракать три раза в день». Ну, Моэму такое позволительно. А хулители британской кухни торжествуют.
Максимум же презрения у этих самых хулителей вызывает fish & chips – жареная рыба с картошкой фри. Конечно, кусок трески в хрустящем кляре с горячим картофелем и гороховым пюре – не самое здоровое питание. Но все зависит от качества приготовления. В уважающих себя и здоровье своих клиентов английских ресторанах кляр делают так же, как японцы темпуру, картошку фри заменяют на запеченную в духовке, а в пюре из свежайшего молодого горошка добавляют мяту и оливковое масло.
И вообще британцы не так уж и привержены треске, как это кажется с материка. Рыбы на островах предостаточно. Морской язык, пикша, хек, камбала, палтус, солнечник… Жирная селедка, угорь, макрель… Из угря, например, готовят потрясающий слоеный пирог с петрушкой, луком-шалотом и лимоном.
Про традиционный британский воскресный обед, вкусный и основательный, местные жители говорят: Sunday roast – воскресное «запекалово». Это значит, что на столе обязательно будет запеченное в духовке мясо.
Иногда в воскресенье могут подать курицу, ножку ягненка или кусок свинины. Но национальная кулинарная гордость – это ростбиф: с густой подливой, острой горчицей или хреном. Британские бычки – великолепные представители своего рода, и если вы не пробовали абердинского ангуса, то нечего и рассуждать о британской кухне. Остатки ростбифа могут легко кормить всю семью вплоть до следующей пятницы, «рыбного дня». Из него будут делать супы, похлебки, карри и пудинги. Его будут тушить вместе с луком, картофелем и капустой.
Нельзя забывать и о дичи: в Британии все в порядке с лесами и болотами, а кроме того, «дикое» мясо англичане всегда считали более благородным. Олень, зайцы, птица издавна были поводом для небольшой (или большой) пирушки. И эту традицию до сих пор соблюдают в лучших домах Лондона и в ресторанах.
Впрочем, вернемся к традиционному воскресному обеду. На закуску – или в качестве аккомпанемента к основному блюду – могут подать йоркширский пудинг с луковой подливкой. В стародавние времена, когда ростбифа даже по воскресеньям доставалось не много (дорого, а ртов в семье предостаточно), дешевый йоркширский пудинг – яйца, молоко, мука – был призван быстро наполнить желудки, чтобы потом их обладатели могли спокойно насладиться кусочком мяса. Запекался пудинг в духовке одновременно с мясом: его ставили вниз, под решетку, и мясной сок пропитывал тесто. Или сразу после мяса, в той же посуде, чтобы опять-таки захватить все соки. Второй вариант кажется логичнее, потому как пудинг делается минут двадцать, а мясо – сами знаете.
На десерт тоже предложат пудинг – только сладковатый. Классический вариант – масляно-хлебный. Берется не самый свежий белый хлеб, нарезается ломтями толщиной полтора-два сантиметра, и каждый ломоть намазывается с одной стороны сливочным маслом. Куски выкладываются в жаропрочную форму внахлест. Потом хлеб заливается яйцами, взбитыми с молоком. Его ненадолго оставляют, чтобы он впитал большую часть жидкости, затем приминают пальцами, присыпают сахаром и запекают в не слишком жаркой духовке минут 20–25. Есть такой пудинг лучше теплым, можно с сахарной пудрой. Более «продвинутая» версия включает изюм, которым перекладывают куски хлеба. А если изюм предварительно замочить в роме, то получится еще вкуснее.
Яйца и молоко – весьма популярное сочетание в английской кухне. Заваренные на водяной бане или в духовке с сахаром и ванилью, они превращаются в английский крем, он же кастард. Кастард едят и отдельно, но чаще его подают как соус к другим десертам. Например, к «Пятнистому Дику» – пудингу с большим количеством темного изюма и сухофруктов (обеспечивающих Дику пятнистость).
На протяжении нескольких столетий британский высший свет ел исключительно французские блюда. И многие традиции, перебравшись через Ла-Манш (который по другую его сторону упорно зовут Английским каналом), крепко-накрепко засели в головах. В частности, традиция подавать сыр на десерт.
Когда речь заходит о британских сырах, отдельные снобы еще выше задирают нос. Что, говорят они, в этом Альбионе придумали, кроме стилтона и чеддера? Во-первых, чеддера существует десятки сортов, на каждой ферме его делают по-своему. Во-вторых: а как же бакстон блю, корниш ярг, глостер, дерби? И это только начало великолепного списка.
Если целый обед в британском стиле устраивать нет сил или времени, можно легко обойтись чаепитием – тем самым, который в доброй старой Англии называется afternoon tea, а у нас почему-то файф-о-клок. Спасибо за этот чудесный обычай нужно сказать Анне, седьмой герцогине Бедфордской, которая где-то в начале XIX столетия поняла, что не в силах терпеть голод между ранним ланчем и поздним ужином, и приказала подавать чай себе в будуар.
Послеполуденный чай подается с трех до пяти часов – с ассорти из сэндвичей, печеньем, пирожными и булочками scones – скоунс (или сконс, англичане любят спорить, как правильнее). Сэндвичи – прекрасная вещь. Они могут быть несложными и весьма изысканными одновременно. Самый народный вариант – сэндвич с хрустящим жареным беконом. Изысканные можно попробовать, допустим, в том же отеле Claridge’s или Berkeley, где, как пишут в британских газетах, лучший afternoon tea в Лондоне. Там вам предложат: сэндвич с огурцом на ржаном хлебе; с запеченным окороком и сыром грюйер; с ростбифом и хреном; с копченым лососем и мягким сливочным сыром; с яйцом и кресс-салатом.
Обычай улучшать вкус воды, по-видимому, привел к возникновению традиции производства и питья пива, но жителю Центральной Европы придется изменить свои представления об этом предмете. Дело в том, что традиционное темное пиво, некогда называвшееся стаут, или портер, ныне общеизвестное под названием гинес, по вкусу нисколько не напоминает, к примеру, пльзеньское. Светлое выдержанное пиво тоже не такое, к какому мы привыкли.
В высшем обществе вино веками играло важную роль, и англичане неплохо разбираются во французских винах, а также в хересе и портвейне. Из крепкого алкоголя наиболее давнюю традицию имеет коньяк, во всяком случае, как напиток широкого потребления. До того, как США вышли на первое место по потреблению коньяка, крупнейшим его потребителем была именно Великобритания. Шотландское и ирландское виски еще в начале прошлого столетия пили только в регионе, где его производили. Джин, который начали производить, вероятно, в эпоху Вельгельма III Оранского, стал напитком масс только в прошлом веке.
По материалам kuking.net